"Советское искусство: вложения послезавтрашнего дня" (Часть статьи)
авт.Кира Оболенская
Если посмотреть на советское искусство непредвзято, можно сказать лишь одно: имея дело с советским искусством, мы имеем дело с большим, локализованным во времени явлением мировой культуры. Живопись соцреализма не менее своеобразна, чем творчество, например, малых голландцев. При высочайшем художественном качестве, которое определялось
лучшей в мире академической школой, советское искусство несло в себе квинтэссенцию социальных и философских идей, которые на тот период времени считались передовыми не только в СССР, но и во всем мире. Каждый временной отрезок отражался в советской живописи особо: оптимизм и жизнерадостность 30-х50-х, суровый стиль 60-х, лирика и уход во внутренний мир 70-хначала 80-х.
Удивляет не только высокий уровень мастерства, но и количество художников — советская живопись насчитывает тысячи имен. Чтобы понять причины такой массовости, нужно знать, как складывалась советская художественная школа.
Советскую художественную школу создавали лучшие мастера дореволюционного времени — Грабарь, Юон, Бродский, Павел Корин, Рылов. Эти художники — прямые продолжатели русской академической школы. Другие же прославленные художники советского времени, такие как Дейнека, Осьмеркин, Пименов, Самохвалов, Нисский начинали свою творческую деятельность как члены авангардистских групп, которые появлялись во множестве в первые годы революции. Бывшие авангардисты влили новую кровь в старую классическую школу; так родилось советское искусство.
С появлением Союза Художников появилась и система художественного образования: ведь для того чтобы стать членом СХ, иметь право на мастерскую и заказы в Худкомбинате, нужно было доказать свою профессиональную состоятельность, а для этого, в свою очередь — долго учиться.
PAX SOVETICA
В целом же советскому государству удалось сделать то, что не удалось Российской империи. Был создан pax soveticа в области культуры. В художественных вузах страны учились не только представители СССР, но и студенты из стран соцлагеря. И сегодняшнее искусство этих стран несет на себе четкий след советской школы. К примеру, на аукционах того же Sotheby’s, проходящих в Гонконге и Нью-Йорке, современная живопись Китая наряду с реминисценциями на тему американского попарта типа Уорхолла и Раушенберга представлена и вполне “соцреалистическими” работами китайских живописцев. Любой, более или менее интересующийся искусством, поймет, что у этих мастеров рука была поставлена в СССР. Так, на Sotheby’s Contemporary Art Asia в марте 2007 года в Нью-Йорке работа китайского художника Чен Ифэя «Отец и сын» была продана за $540 000. Достаточно беглого взгляда на работу и ее размеры (198,0 х 198,0), чтобы понять: она вдохновлена творчеством советского художника Гелия Коржева. Его картины также исполнены в гиперреалистической манере; похож даже мазок, моделирующий морщины лица. И это отнюдь не единственный пример.
Но, пожалуй, главное достижение советской школы живописи — то, что
ей удалось сохранить академическую систему образования, чего нет ни в одной стране мира. Мировая академическая живопись исчезла полностью, имена художников-фигуративистов ХХ века наперечет; так, можно вспомнить лишь Дали или Манингса (английский художник, виртуозно изображавший скачки и охоту на лис), чьи работы стоят баснословных денег.
Советское искусство — явление многогранное, и пока не оцененное по достоинству. Рынок еще не развит и ждет своих покупателей. Сейчас продаются либо первые имена, либо те художники, в которых вложили деньги галереи.В качестве примера можно привести Николая Тимкова, чьи работы были увезены в США еще в конце 1980-х гг. и теперь активно раскручиваются. Так, его «Вид города Торжок» был продан на Sotheby’s в Нью-йорке за $25 000 при эстимейте $20 000–25 000.
Еще один важный момент — на этом рынке практически нет подделок. Многие художники творят до сих пор, у других осталась семья, которая всегда может подтвердить подлинность произведений. Покупая работу советского художника, вы можете быть уверены, что покупаете оригинал.
Мы не в состоянии трезво оценить всю колоссальность того наследия, что осталось после 70 лет существования этой могущественной страны. И эти 70 лет не могут быть вычеркнуты ни из истории России, ни из истории мировой культуры.
-------------------------------------------------------
http://www.antiq.info/magazine_all_issues/7616.html
---------------------------------------------------------