Ерванд Семёнович Кочар (настоящая фамилия Кочарян, 14 (26) июля 1899, Тифлис — 21 августа 1979, Ереван) — армянский скульптор и художник. Народный художник СССР (1976).
Учился живописи в Тифлисе у Егише Тадевосяна, затем в 1918—1919 гг. в Москве в Свободных художественных мастерских у Петра Кончаловского. В 1921—1936 гг. жил за границей, по большей части в Париже. Вернувшись в СССР, занимался в значительной степени монументальным искусством, создав, в частности, скульптурные композиции «Орёл Звартноца» (бронза, 1955), «Давид Сасунский» (медь, 1959), «Вардан Мамиконян» (медь, 1964).
Читать дальше...
"Живопись в пространстве Кочара - высочайшее завоевание современного искусства, так же как чистые формы Константина Бранкузи, минеральные формы Жана Арпа, легкие конструкции из волнистого картона и склеенной бумаги Пабло Пикассо и Брака, полихромные рельефы Роберта и Сони Делоне, прозрачные транспаранты Лифшица, цветовые каркасные конструкции Певзнера, движущиеся формы Калдера, но Кочар не отдает дань этим способам выражения… скорее он дает ключ к пониманию их искусства.
Живопись в пространстве Кочара не компромисс. Это искусство автономное, имеющее свой синтаксис и свой словарь.
Тенденции Кочара оригинальны, они, прежде всего, представляют элемент широкого предприятия, пересматривающего все интеллектуальные и эстетические ценности, активными свидетелями которых мы были. Чтобы определить их точную ценность, они должны быть помещены в контексте движения авангарда, который в течение нескольких лет перевернул, изменил актуальную мысль и взбудоражил мир… Живопись в пространстве разрушает рамы скульптуры и плоскостной живописи, реформирует законы видения и создает новую оптику. Она открывает перед художниками и скульпторами новый путь. Это стоит на высоте и на ступени века фантасмагории. Настало время заплатить Кочару ту дань, на которую он имеет право".
Вальдемар Жорж
Журнал "LES ARTISTES D'AUSOURD NUI"
от 1-15 августа 1926г.
В Салоне Независимых Ерванд Кочар
"Нет, нет и тысячу раз нет, не нужно рассматривать Ерванда Кочара как обычного художника, все обычные оценки и эпитеты здесь ничего не значат. Сила или гениальность? Можно колебаться между этими терминами. Я - за второе. Без сомнения, это высокое дарование не проложило еще окончательный путь. Но среди современной посредственности творчество Ерванда Кочара излучает такой свет, что в этом невозможно ошибиться. Искусство здесь, прежде всего, служит мысли. Оно, прежде всего, мысль, вписанная в полотно. Только метафизика может быть на высоте этой концепции. Нельзя не думать о мастерах, ринувшихся в поиски абсолютного. Кочара беспощадно критикуют. Это свидетельствует об интересе, который он вызывает, о проблемах, которые он ставит. И завтра, когда одержав окончательную победу над собой, Кочар сможет внушить даже самым глупым свое превосходство - все будут единодушно приветствовать в нем мэтра нашей эпохи.
Андре Паскаль-Леви