1937 - исключен из Академии и Союза художников. Одна из причин - дружба "с врагом народа" Е. Чаренцем.
1939 - восстановлен в члены Союза художников.
1941 - призван в армию и послан на фронт в Керчь. Был освобожден по возрасту вернулся домой.
С 1951 - заслуженный художник Грузии.
1956 - поездка в Москву на выставку Дрезденской галереи, оттуда в Ленинград с целью посещения Эрмитажа.
1959 - поездка в Ленинград и Киев.
1960 гг. частные поездки в Ереван, знакомство и дружба с Минасом Аветисяном.
1964-1966 - тяжело заболел
1966 - 20 июля скончался в Тбилиси.
1967-1968 - состоялись посмертные выставки в Ереване, Москве, Тбилиси.
2002 - издана книга "Александр Бажбеук-Меликян" (Г.Игитян "Тигран Мец", Ереван).
Работы находятся в НГА, Музее искусства народов Востока (Москва), Государственном музее искусств Грузии, Государственной Третьяковской галерее (Москва), в собраниях членов семьи художника в Ереване, Тбилиси и на Кипре, а также в многочисленных частных коллекциях в Армении и за ее пределами.
"Я сейчас стою всеми своими душевными, физическими и умственными силами за живопись спокойную, высокоответственную, сдержанную, чтобы каждый мазок, форма, цвет были бы прочувствованы и продуманы, но, конечно, это отнюдь не значит - сухо, мертво и педантично. Я имею в виду выразительность и радость глазу, душе и уму от вещи…
Сейчас, к концу моей жизни, хотя далеко немного видел в живописи (я хочу сказать о подлинниках), мне очень трудно удовлетвориться своими работами. Возможно, это происходит от большого понимания, а возможно и от чисто живописной моей слабости. Так или иначе, но идти с самим собой на компромиссы, конечно, не приходится, а беспредельно хочется, чтобы новые вещи не количественно, а качественно удовлетворяли бы меня. Вот и борьба: что ни пишу - уничтожаю, каждый раз кажется, что на этот раз я выйду победителем."
Александр Бажбеук-Меликян
------------------------------------------------------------
Не много можно указать художников, чьи мысли и чувства были бы так всецело поглощены искусством, как это имело место в жизни и деятельности Александра Бажбеук-Меликяна. Жизнь вне искусства была для него немыслима, во имя искусства он мог идти на любые жертвы. Самые счастливые часы художника были те, которые проводились за мольбертом. При беззаветной любви к своему искусству и даже при всей ее фантастичности, у Бажбеук-Меликяна не было ни капли самовлюбленности, даже больше, он был самым строгим своим судьей. Много и упорно работая над картиной, он мог и с легкостью ее уничтожить, если что-либо не нравилось ему в ней. Число уничтоженных им полотен в несколько раз превышает число сохранившихся.
Рубен Дрампян
------------------------------------------------------------
Сюжет и красота у Бажбеука проникнуты столь глубокой любовью и убежденностью, что его картины магнетической силой притягивают зрителя и не забываются. Убеждает его серьезность, наделенная тонким вкусом, исключительно изысканным колоритом. Все это делает Бажбеука очень значительным и зритель чувствует, что это - необычные работы: они возвышаются до своего рода культа, экстаза, они раскрывают перед зрителем мир, который серьезен и прекрасен, и на высоком алтаре этого мира стоит женщина и ее жрец - Бажбеук.
Бажбеук был великим художником.
Ерванд Кочар
------------------------------------------------------------------
"Александр Бажбеук-Меликян умел видеть полней и лучше всех; был способен с одинаковым восхищением смотреть как на сияние цвета тела, так и на сияние цвета грязи - как солнце, которое не делает разницы между добром и злом, одинаково освещает и злых, и добрых. В этом высокое понимание мира вещей, превосходящая сила его чувственного дара и никакая гипертрофия чего бы то ни было, не в состоянии умалить чистоты его взгляда"…
Акопджан Гарибджанян
---------------------------------------------------------------
Бажбеук-Меликян оставил после себя своеобразное видение мира и то редкое качество живописи, которое, безусловно, стало одним из ценных приобретенной армянской культуры. Понятие национального определяется не приверженностью к экзотике либо географическим атрибутам, а прежде всего видением художника, его темпераментом и художественными достоинствами произведений. В конце концов, национальное определяется не манипулированием сюжетами, почерпнутыми из сокровищницы истории своего народа, а ее пополнением новыми, доселе неизвестными художественными ценностями.
Национальную принадлежность Бажбеука особенно наглядно ощущаешь, когда видишь его полотна в окружении старинных армянских карпетов, резьбы по дереву, ювелирных изделий, созданных народными мастерами. Подобно абсолютно точному камертону, они определяют то редкое родство духа, которое ничем не измеришь, его можно только почувствовать. Уже сегодня очевидна та огромная роль, которую сыграл в нашей культуре художник, живший рядом с Арменией, но ни разу не написавший священный Арарат... Бажбеук-Меликян является одним из наиболее выдающихся мастеров композиционной картины. Его тематические, сюжетные, точнее, фигуративные композиции представляют собой образец сконцентрированной сгущенной живописи с глубоким проникновением в тайны старых мастеров и с учетом опыта импрессионистов и постимпрессионистов. Подобная насыщенность, равномерная координация живописных отношений ко всему пространству холста в одинаковой степени активно, невзирая на выбранный в периоде предмет - достижение нового искусства, ибо даже у крупных мастеров прошлого были какие-то предпосылки к имитации предмета, к иллюзии перспективы, к натурной достоверности и, нередко, инертные, лишенные энергии фоны.
Бажбеук-Меликян - образец совести художника. Его искусство волнует жизнелюбием. В тяжелобольном состоянии он, вырывая у смерти каждый день, писал. Он работал даже тогда, когда не мог чистить палитру. Оторванный от города, по которому он так любил прогуливаться по вечерам, прикованный к постели, он написал картину "Зангезур", пользуясь в качестве натуры пейзажем дочери - Лавинии. Последняя его картина "Танец курдских девушек" датирована 7 марта 1966г. Она вся светится, искрится, по-юношески восторженна, яркая палитра художника - к жизни Бажбеук-Меликян выиграл у времени. Его искусство победило. Победило своим мудрым терпением и, кто знает, если бы не жертвы и лишения, перенесенные художником, возможно, сегодня мы не были бы свидетелями триумфа его живописи.
Генрих Игитян
---------------------------------------------------
Картины
http://www.yerevan.ru/news/viewnews/368/now/52/302
----------------------------------------------------
С сайта Аrtinvestment.ru :
http://forum.artinvestment.ru/showth...BA%D1%8F%D0%BD