Цитата:
Сообщение от Meister
цитата из интервью Саатчи журнала "Journal des Arts" в 2004: "СНобизм тех, кто думает, что искусство доступно только прекраснодушным, меня просто смешит. БОг даст, ни один из актеров рынка искусства никогда не примкнет к эстетатам".
|
Господин Саатчи почему-то считает, что снобизм и эстетизм это одно и тоже. Между тем, эти термины имеют разное значение.
Снобизм – это манера поведения человека, претендующего на элитарность. Сноб ценит предметы за их первоклассность, а не за их качество.
Эстетизм подчёркивает преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.
Саатчи как бы ставит знак равенства между ними. Зачем? Возможно, затем, чтобы иметь больше свободы и не ограничиваться принципами эстетов, которые считают красоту главным фактором в искусстве. Действительно, зачем себя ограничивать?! Тем более, что красота это вообще штука капризная и ненадёжная. Вкладывать деньги в некую эфемерность как -то глупо для бизнесмена. На красоте денег не сделаешь! Вот если бы можно было самому устанавливать, что красиво, а что нет. Что актуально, а что не очень. Вот это да! Правда, как быть с другим упрямым понятием - «творческий процесс», как управлять им и его единственным участником – художником?! Мы ведь справедливо считаем, что художник – главный субъект искусства. Саатчи полагает почти также, но с небольшой оговоркой: художник - главное действующее лицо, но только в его спектакле, где он, галерист, является режиссером. А значит, именно он вводит новые персонажи и корректирует игру актёров. Это вполне характерно для Америки, где, например, вместо авторского кино господствует кино продюсерское. В арт- бизнесе то же самое: именно галереи задают тон, именно они делают выбор и возносят художников к вершинам успеха.
Всё бы хорошо, если бы не один парадокс, возникающий в связи с вышесказанным. Саатчи, смеясь над снобизмом «тех, кто думает что искусство доступно только прекраснодушным», сам же своей деятельностью создаёт новую элитарность, предлагая своих первоклассных художников для всё тех же снобов, которые покупают предметы искусства, создаваемые новыми художниками – кумирами, которых, в свою очередь, создают такие как Саатчи. В таком случае то, что сказал Саатчи, можно перефразировать, без потери смысла, так: «Те, кто считает себя эстетами, никакие не эстеты, а снобы! Эстетика - это вообще понятие относительное. А раз так, то я, Саатчи, скажу вам, что такое искусство и укажу вам на то, что нужно покупать. Возможно, вас назовут снобами и глупцами, но вы -то знаете, что это не так. Потому что мы с вами договорились о том, что вы не снобы, а мои клиенты. А я ошибаться не могу, потому что я крутой и успешный чувак и обо мне пишут в газетах и журналах, ну а то, что я сам заказываю эти статьи, так это мелочь, не достойная вашего драгоценного внимания. Верьте мне! Я- Саатчи! Я! Я! Я!»