Вы ощущаете себя представителем древнего рода?
— Безусловно. Род Дадиани Мингрельских известен с 1036 года. По своему влиянию на историю грузинского народа с Дадиани могут соперничать разве что Багратионы. Я остро чувствую связь поколений. Понимание того, что ты не случаен, что за твоей спиной стоят поколения и поколения твоих предков, дает очень сильные эмоции. Генетическая память помогает мне в моих занятиях антиквариатом. Я не могу сказать, откуда мне известно, чем эта вещь хороша, а та — нет. Это абсолютно иррациональное чувство, голос крови. Я не могу предложить собственного определения прекрасного, но я отлично распознаю подлинную красоту, идущую от произведений искусства. И не важно — полотна это старых голландских мастеров или работы советских нонконформистов.
Что можно назвать визитной карточкой «Александр Арт»?
— В ноябре следующего года мы устраиваем выставку под рабочим названием «Временные хранители вечного». На ней будут представлены работы не только из фондов галереи, но и давно ставшие частью других коллекций, проданные нами картины. К этой выставке мы выпустим каталог, работа над которым идет уже сейчас. Благодаря этому каталогу каждый новый клиент «Александр Арт» получит возможность составить довольно полное представление о нашей работе.
Можно сказать, что у «Александр Арт» два пространства. Одно — в здании ресторана «Прага», другое — в «Крокус Сити». Зачем вам так много?
— «Александр Арт» в «Праге» — это классический антикварный магазин, центр, который посещали такие известные личности, как Билл Клинтон и Джордж Буш, Гельмут Коль и Герхард Шредер. Эта площадка ориентирована в основном на декоративно-прикладное искусство. Однако если «Прага» находится на Арбате, в антикварном квартале Москвы, то «Крокус» выигрывает за счет своей уникальной инфраструктуры, роскошного дизайна и местоположения. «Александр Арт» в «Крокусе» — более современная, светская галерея. Антикварный бизнес часто предполагает конфиденциальность, а потому мы специально оборудовали несколько гостиных для очень важных встреч. Кроме того, именно в «Крокусе» организовано специальное хранение живописи, дающее возможность профессионально содержать коллекции наших клиентов.
Что заставляет коллекционеров заниматься собирательством? Возможность выгодно вложить деньги?
— Мне кажется, деньги имеют здесь второстепенное значение. На первом месте — увлечение, которое у некоторых собирателей принимает порой черты страсти. Коллекционер обретает некую параллельную жизнь, живет своей коллекцией, стремится пополнять ее. Кстати, основное преимущество нашей работы не в разовых продажах, а в возможности формировать уникальные коллекции.
А как насчет чистки коллекций?
— Это пользуется едва ли не большим спросом, чем формирование! Как правило, речь идет о придании коллекции определенной стройности. Например, определение концепции собрания, разграничение ценностных категорий, поиск истории, публикаций, архивных материалов к уже приобретенным работам, определение подлинности и заполнения лакун в материале, подборе предметов и авторов, которые могли бы наиболее полно представить идею собрания.
И каков обычно процент отсева?
— Около 50 процентов.
Сегодня много говорят о том, что уровень Антикварного салона в ЦДХ постепенно растет.
— Я бы так не сказал. Есть пять–шесть людей, на которых держится Салон, остальные просто создают фон. О первых я не хочу говорить, потому что не желаю делать им рекламу, остальные же обидятся, если я назову их «балластом». Вообще же Антикварный салон превратился в тусовку профессионалов. Это хорошая площадка не столько для бизнеса, сколько для общения.
Можете сказать то же самое о Международном салоне изящных искусств в Манеже?
— Он пока еще достаточно молод, а потому, как и все не до конца устоявшееся, привлекает большой интерес. Но, думаю, через пару лет Салон также превратится в своего рода клуб.
Существует такое расхожее понятие, как гордость за фирму. В чем оно заключается именно для вас?
— Гордость компании — это репутация: чем больше хороших, добрых слов мы слышим о нашей работе, тем больше понимаем, что занимаем достойное место в нашей профессии.
У вас есть профессиональная мечта?
— Я стремлюсь создать такую коллекцию, которую с гордостью можно было бы провезти по всему миру. Мечтаю о том, чтобы этой выставке сопутствовала масса приятных мелочей: толпы посетителей, лестные отзывы критиков, ажиотаж среди искусствоведов. Ну а потом можно и на покой: поселюсь на родине или на морском побережье Франции, напишу книгу. Что-нибудь вроде хемингуэевского «Старик и море»... Маленькой лодочкой я уже обзавелся.
http://www.crostby.com/about/interviews-003.shtml
-------------------------------------------------------------
На фото:Александр Дадиани.