Показать сообщение отдельно
Старый 22.09.2010, 09:14 Язык оригинала: Русский       #765
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,455 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32442
По умолчанию Юрий Минасович Саркисов (1928 год.)

Юрий Минасович Саркисов родился в 1928 году в Баку. Здесь прожил он 60 лет, с этим городом связаны его художническое становление и вся последующая работа.
Трагедия семьи Саркисова, навсегда покинувшей в начале столетия родные места, получила к концу века своё продолжение в его собственной жизни. Все повороты судьбы Ю. М. Саркисова трагичны и одновременно по особому счастливы: он не успел переехать в сметённый стихией Спитак, где ему предоставили квартиру с хорошей мастерской, и успел своевременно покинуть Баку, вывезя значительную часть своих работ; он не сумел приобрести квартиру и мастерскую в Черновцах и получил статус беженца в США. Судьба безжалостно гонит его по свету, но словно бережёт для новых свершений.
Нет, не ошибся Андре Мальро: «Искусство есть анти-Судьба». Что и говорить, национальная почва и народная судьба поистине «дышат» в искусстве Саркисова, которое, по счастью, не кончается, не иссякает с годами и бедами.
Читать дальше... 

Драматизм личной судьбы претворён в самой стилистической плоти, становится «составом крови» его живописных образов. Ибо творчество для Саркисова - это не продолжение жизни, а существеннейшая и неотъемлемая её часть. Он живёт, чтобы писать, а не наоборот.

В 1945 году он поступил в Азербайджанское государственное художественное училище имени А. Азим-Заде, которое окончил пять лет спустя по специальности декоратор-исполнитель. Работы в театре для него не нашлось, и он вынужден был довольствоваться заказными портретами. С 1953 года он участвовал на республиканских выставках, в 1961 году принят в Союз художников. Несмотря на отсутствие собственной мастерской, он много работает и в 1968 году открывает свою персональную выставку в Ереванском Доме Работников Искусств. Выставку посетил, оставив лестный для автора отзыв, Мартирос Сарьян - живой классик армянской живописи.
В живописи Юрия Саркисова 1970-х годов уже куда ощутимее армянские «флюиды»: горечь и терпкость колорита, шершавость «цепляющейся» и как бы затормаживающей взгляд фактуры, уплотнённость цветопространственной среды.
Но никаких попыток стилизации под некий усреднённый национальный стиль он не предпринимал.
Саркисов (...) из породы подвижников, искателей «живописного абсолюта», и вопросы мастерства у него так же неотрывны от этических ценностей.
Со времени его первой ереванской выставки живописное дарование Саркисова заметно окрепло, и новая его экспозиция весной 1973 года произвела впечатление на художников и ценителей искусства. Казалось бы, Саркисов решительно поворачивает влево. С середины семидесятых годов окончательно складывается живописная система Саркисова, отчётливо выявляется его персональный вклад в искусство. Для него самого 1975-1990-е годы - время непрерывного творческого подъёма, постепенного осознания своего особого места в современном художественном процессе.
Он не заразился тем повальным «психопатизмом новизны», от которого остерегал ещё Р.Р. Фальк, не стал на путь нарочитого формального изобретательства в стремлении ошеломить и как-то заинтриговать публику: «Мне тоже всегда казалось, - говорит он в одном из писем, - что нельзя искусственно делать живопись «под моду», придумывая что-то такое, чего не было. Эта неискренность может дать временный успех, но позже обман всё равно откроется. Всегда считал, что главное для художника создать своё личное, выстраданное и исполнить качественно. Последнее – главное. Фальк и Тышлер, да и Модильяни не были авангардистами своего времени, но они остались».

О том, что Саркисов прирождённый колорист, можно догадаться и по ранним работам мастера. Стихия цвета - это его стихия.
Не будучи по складу своего дарования чистым пейзажистом или мастером натюрморта, Саркисов виртуозно справлялся с любой из этих задач. Но главные его достижения лежат в иной сфере.
Ощущение непрерывности жизни, неспешно протекающего и вечно длящегося бытия не сводится к конкретному мотиву.
Творимая им реальность – не только объект изображения, но и выражение субъективнейших его переживаний, мир, действительно существующий, и одновременно рождённый игрой воображения, сплав наблюдений художника и полёта его фантазии.
Эти реально-ирреальные картины не поддаются однозначному толкованию. Но они совсем не похожи на изобразительные шарады иных современных метафористов, зачастую стремящихся к нарочитой смысловой неопределённости, к сложной семантической игре.

В работах последних лет(90-e годы) нарастание цветовой экспрессии и пластической шло об руку. Взаимопроникая и взаимодействуя, они усиливали друг друга, отчего заметно выигрывало и целое.
Здесь нет деления на предметы и фон, а есть единая цветопространственная среда, спаянное цветопластическое целое.
С годами в творчестве Юрия Саркисова заметно нарастает начало субъективно-лирическое.
Трагизм общего ощущения жизни, оплаченный мучительной напряжённостью духовных поисков и драматизмом собственной биографии, творческое мужество художника, готового рассказать об этом людям, предопределили скорбно-тревожное звучание большинства его картин.
К сегодняшней раскованности цветопластического мышления художник пришёл не сразу. Всегда озабоченный качественностью своей живописи, он шаг за шагом приходил к всё более сложной красочной оркестровке, добиваясь согласованного звучания множества тонов, того, что называют «единым цветовым тембром картины». И в этом залог естественного роста его изобразительной культуры.
Давно уже было замечено, что дальше всех идёт одинокий путник. Но едва ли сразу и многих привлекает дорога, которую он торит. Нужно быть очень уверенным в правоте избранного направления, чтобы непреклонно веровать в единственность и правильность своего пути. Не избалованный быстрым успехом, Саркисов сохранил эту веру во всех испытаниях, которые посылала ему судьба: «Но я верю и знаю, что время будет работать на меня. Придёт и мой звёздный час, и будут гордиться друзья, что верили тоже в моё искусство».

Энергия саркисовских полотен духовного свойства: каждая из картин содержит некий психологический заряд, при этом диапазон чувствований кажется нешироким. Среди преобладающих состояний – печаль, меланхолия, задумчивость, самоуглубление – это давало повод писавшим о творчестве Саркисова искусствоведам находить доминирующим свойством его искусства опоэтизированную грусть – как черту внутренне присущую армянскому национальному характеру. Но прислушаемся и к другому мнению: «Юрий Минасович, - написал о бакинском живописце выдающийся русский искусствовед Михаил Алпатов, - замечательно одарённый мастер. Его живопись светла, как ясное солнце или море, окружённое голубым туманом. Она заставляет нас ощутить чувство простора и свободы … Саркисов как творец может превращать жизнь в вечный праздник и таким образом доставлять нам радость. Все эти качества его искусства, его жизни не подвластны разрушительному действию времени».
В 1970-1980-е годы его произведения попали в коллекции ряда художественных хранилищ тогдашнего Советского Союза: Музей современного искусства в Комсомольске на Амуре, Государственный музей искусства народов Востока(Москва), Национальная галерея Армении, Художественные музеи Саратова, Ульяновска. Множество этюдов и картин стало собственностью частных коллекционеров Азербайджана, Армении, России, Украины, Израиля, ФРГ, США и других стран."
Ефим Водонос.
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=31305
http://artnow.ru/ru/gallery/3/12170.html
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 326820.jpg
Просмотров: 6033
Размер:	33.8 Кб
ID:	945951   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 328481.jpg
Просмотров: 935
Размер:	257.8 Кб
ID:	945961   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 365302.jpg
Просмотров: 960
Размер:	189.5 Кб
ID:	945971   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 377853.jpg
Просмотров: 911
Размер:	274.7 Кб
ID:	945981   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 365300.jpg
Просмотров: 953
Размер:	249.4 Кб
ID:	945991  





Последний раз редактировалось Евгений; 22.09.2010 в 09:26.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 12 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Aleksandr Small (05.04.2017), Arthur777 (22.09.2010), I-V (22.09.2010), luka77 (22.09.2010), lusyvoronova (22.09.2010), Peter (22.09.2010), Samvel (22.09.2010), spigo (22.09.2010), sur (22.09.2010), usynin2 (23.09.2010), Valerit (16.02.2011), Люси (22.09.2010)