Но выбор концепции для отбора вещей и основная тема коллекции возникли не сразу. При всех условностях в периодизации искусства и классификации на школы и направления так или иначе можно выделить два наиболее интересных периода в российском изобразительном искусстве ХХ века – 1910-20 гг и 1960 – 70 гг., т.е. периоды появления русского авангарда и «второго» русского авангарда (называемого также «нонконформизмом»), разрыв между которыми в силу ряда известных причин составил несколько десятилетий. Поэтому выбор встал не между отдельными школами и именами, а скорее художественными эпохами, которые и являются своего рода центром притяжения любого серьезного собрания. Как мне представлялось, больше возможностей для приобретения первоклассных работ открывал период «второго русского авангарда». Во-первых, рыночная оценка художников этого периода пока все еще не сопоставима с именами русских художников первого ряда начала ХХ века, и здесь работают совершенно иные бюджетные ограничения. Во-вторых, рынок работ художников-нонконформистов потенциально значительно шире. Действительно, большинство лучших произведений этого периода оказалось не в российских государственных музеях, а было вывезено из России западными дипломатами, журналистами и коллекционерами в 60-70-ее годы и осело в частных зарубежных коллекциях. С появлением спроса и роста цен на работы в последние пять-шесть лет возникло и предложение, и все больше работ художников стало появляться на рынке – в ведущих аукционных домах и частных галереях. Большое влияние на формирование рынка «второго русского авангарда» оказал сравнительно недавно созданный аукционный дом МакДоугаллс (Лондон), который сумел провести ряд успешных аукционов русских художников послевоенного периода.
С 2005 года коллекция значительно выросла. Стратегия быстрого роста в условиях ужесточения конкуренции «за активы» как в бизнесе, так и на арт-рынке имеет, очевидно, и обратную сторону – она становится все более дорогостоящей. Именно конкуренция покупателей на открытых аукционных торгах привела к тому, что мне пришлось превысить существующие «мировые рекорды цен» на лучшие работы таких художников как О. Рабин, О. Целков, М. Шварцман, Э. Штейнберг, Е. Рухин, Б. Васильев и некоторых других мастеров, которых я хотел бы видеть в своей коллекции. Я вспоминаю об этом без тени сожаления, поскольку убежден, что рыночная переоценка русских художников этого периода еще впереди.
Коллекция располагается в трех странах, где проживает наша семья, и полностью она впервые представлена на этом сайте. Однако отдельные картины часто экспонируются на выставках, организуемых Третьяковской галереей, Русским музеем и зарубежными музеями и организациями, заинтересованными в продвижении русского искусства.
Коллекция не является завершенной – она дополняется и новыми художниками (реже), и значимыми работами. Я ожидаю, что совсем скоро в ней появятся и имена, заявившие о себе уже в последние 10-15 лет, и, вероятно, это будет не только живопись, но и иные форматы художественного изображения.
Игорь Цуканов
-----------------------------------------------------
Коллекция (много интересной информации,для инвесторов,коллекционеров).
Анисфельд Борис
Анненков Юрий
Баранов-Россине Владимир
Беленок Петр
Булатов Эрик
Васильев Олег
Вейсберг Владимир
Вечтомов Николай
Волков Сергей
Григорьев Борис
Зверев Анатолий
Комар Меламид
Копыстянский Игорь
Косолапов Александр
Краснопевцев Дмитрий
Лебедев Ростислав
Мастеркова Лидия
Назаренко Татьяна
Неизвестный Эрнст
Немухин Владимир
Нестерова Наталья
Овчинников Владимир
Плавинский Дмитрий
Пурыгин Леонид
Рабин Оскар
Рухин Евгений
Ситников Василий
Соков Леонид
Сюрваж Леопольд
Файбисович Семен
Целков Олег
Шварцман Михаил
Штейнберг Эдуард
Экстер Александра
Яковлев Владимир