Цитата:
Сообщение от kr555
Вообще-то, если мыслить не глобально, а по теме топика, надо иметь в виду, что никаких авторских оттисков в Японии не было вплоть до ХХ века. Роль художника сводилась к выполнению оригинального эскиза тушью, и обозначению раскраски гравюры на пробном отпечатке. Дальше над гравюрой работали другие люди, а авторские права были у издателя, художник никакого контроля над процессом не имел.
|
kr555, пожалуйста, следите за дискуссией.
Wladzislaw, когда писал
своё сообщение (на которое я и ответил), мыслил именно «глобально», как Вы выразились. Это ясно из контекста дискуссии, он ответил на
сообщение Amateurа, который , вне всякого сомнения, писал об эстампах вообще. Да и последующее
сообщение Wladzislawа, убеждает нас в том, что он рассуждает о европейском эстампе, но никак не о японском. В качестве примера он ссылается на гравюру Сезанна.
Но даже если, как Вы предлагаете, «мыслить по теме топика» и говорить исключительно о японской гравюре, то понятие «прижизненный оттиск» не лишается смысла, хоть и обретает японскую специфику. Вне всякого сомнения, не только художник, но и гравировщик, и печатник японской гравюры играли значительную роль в её создании. Особенно это можно сказать о печатнике, который после того, как с художником были обсуждены все оттенки цвета, делал необходимое количество оттисков (около двухсот), добиваясь согласованности и гармонии общего цветового решения. Иными словами, японская гравюра имела
коллективный метод её создания. А это значит, что гравюра
не могла бы быть созданной без согласованных действий каждого из участников этого процесса. И, согласитесь, что роль художника в этом процессе всё-таки главенствующая?! Повторяю, гравюра создавалась в
согласовании с художником (хотя, скорее всего, это было не часто), что, согласитесь,
возможно только при его жизни. Например, известно, что художник
Кацусико Хакусаи следил за процессом создания оттисков. Его гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» была продана за весьма значительную сумму (1.340.000 $), и на цену повлияла, в данном случае, не столько редкость самого оттиска, а то, что была известна дата создания оттиска: он был напечатан в первой половине 30-х гг. XIX века, т.е. именно тогда, когда художник создавал эту серию и мог в какой-то степени контролировать процесс создания оттисков. Другие оттиски с таким же изображением, но не имеющие точной датировки, были проданы значительно дешевле (примерно 150.000 $– 500.000 $), несмотря на то, что продавались через пять лет после продажи оттиска, установившего ценовой рекорд.
Это значит, что для человека, который покупал этот эстамп, было существенным именно то, что оттиск был создан при жизни художника.
Sales date 11/27/2002
Hammer price EUR 1,350,000
EUR 1,350,000 - USD 1,341,360 - GBP 864,675
Estimate EUR 1,400,000 - 1,800,000
Category Print
Collection Huguette Berès
Medium Print, Woodcut in colors (oban yoko e) (36)
Location Paris (FR)
Auction house Sotheby's
Dated c.1830-1835
Lot number 107